Cтатус: «Обычный»
Детское питание
Игрушки
Детская комната
Для Мамы
 и Дома
Заказать обратный звонок

Развитие воображения у ребенка

Самая важная сторона нашей жизни – воображение. Что же мы понимаем под этим понятием? Воображение - это присущие только человеку возможность создания новых образов основываясь на предшествующим опыте человечества. Часто воображение мы называем фантазией. Воображение является наивысшей психической функции мышления и отражает действительность. Иногда с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы воспринимаемой реальности. Главная задача воображения представить ожидаемы результат до его осуществления. Воображая, мы можем создавать образ никогда не существовавший или не существующих в данный момент объект, условия, или ситуации. Трудно себе даже представить что люди не обладали бы фантазией. Совершенно точно, что человечество лишилось бы всех произведений искусства и научных открытий. Дети не могли бы играть во многие игры и никогда б не услышали бы сказок. А школьная программа была бы для них полной загадкой. Лишите человека фантазии и прогресс остановится. Совершенно ясно, что воображение и фантазия является не обходимой и важнейшей способностью человечества. Способность фантазировать, как и труд сделали человека именно человеком.

 Однако способность воображать и фантазировать нуждается в планомерном развитии. И это развитие очень эффективно в возрасте от 5 до 15 лет. Если в этот время воображение интенсивно не развивать, то в последствии наступает быстрое снижение активности этой функции. Замечено, что с уменьшение способности фантазировать и воображать у человека снижается творческие возможности, гаснет интерес к науке к искусству и в целом он ослабевает, как личность.

 Однажды один ученик спросил известного сказочника Джанни Родари:

“что надо делать, как работать, что бы стать сказочником?” Знаменитый писатель ответил: “Учи, как следует математику!”. И он был прав. Ведь возможность создавать что-то новое не обычное закладывается в раннем детстве через развитие высших психический функций таких как воображение и мышление. Именно развитию этих функций необходимо уделять огромное внимание, когда ребенку от 5 до 12 лет. Этот период называется сензитивным, то есть самым благоприятным для развития воображения и образного мышления. Воображение пятилетнего ребенка позволяет ему воспринимать как реальные сказочные образы и ситуации. В 10 лет дети рассказывают друг другу вымышленные ужастики. И чем изощреннее ужасы, тем считается круче. А повзрослев, они уже “хвастаются” своими феноменальными родственниками и друзьями, которые побывали чуть ли не на Марсе. Это не всегда поощряется, и этих фантазёров стыдят, позорят, дразнят их «брехунами». Но не смотря на это дети снова и снова рассказывают уникальные истории чаще со своим участием которые якобы происходили на самом деле. И что же заставляет такого ребенка пускаться в эти авантюры даже в ущерб свои собственным интересам? Может быть только один ответ - буйная фантазия и активное воображение.

 Взрослый человек решая любую мысленную задачу обязательно использует определенную информацию. Но не всегда имеющейся информации достаточно для однозначного решения. Это так называемые задачи большой степени не определенности. В этом случае наше мышление бессильно без активной работы воображения. Именно воображение обеспечивает познание когда неопределенность ситуации весьма велика. И у детей и у взрослых это общее значение функции воображения. Именно по этому так интенсивно функция воображения у детей от дошкольного до подросткового возраста. Что бы правильно оценить окружающий мир детям не хватает своего собственного опыта. По этому решить постоянно возникающие перед ними проблемы дети могут только с привлечение фантазии и воображения. Они заменяют детям не достаток житейского опыта и знаний и помогают относительно уверенно чувствовать себя в этом сложном мире. В процессе развития ребенок постоянно обогащается знаниями о явлениях, предметах и их взаимосвязях. Но так как жизненный опыт ребенка очень мал и возможность оценивать окружающую ситуацию ограниченно, в его мозгу происходит постоянное перекомбинирование впечатлений.

 Воображение как и другие психические функции претерпевает изменение в процессе того как растет ребенок. Самая пассивная форма развития воображения у младших дошкольников. Они с огромным интересом слушают сказки а потом представляют эти образы как реально существующие явления. Их воображение компенсирует не достаток жизненного опыта и практического мышления введением сказочных образов в реальную жизнь. Они искренно верят, что Дед Мороз настоящий и именно он положил под елочку подарок. Что Баба Яга действительно летает в своей ступе, и если будешь себя плохо себя вести, то злой волшебник накажет тебя.

 Чем старше становится ребенок, тем активнее он фантазирует. Ярче становятся образы и действия. Старший дошкольный и младший школьный возраст выделяются более активным развитием функции воображения. Если раньше ребенок просто представлял себе сказочные образы (воссоздающая фантазия) то теперь став старше у него появилась творческая фантазия, благодаря которой создаются принципиально новые образы. Это сензитивный период для формирования фантазии и воображении ребенка. Младшие школьники наибольшую часть своей активной мозговой деятельности осуществляет с помощью воображения. Все игры, в которые они играют это плод их буйной фантазии. Дети с увлечение занимаются творчеством, а без фантазии и воображения это не возможно. И во время учебы, когда дети сталкиваются с необходимостью усвоить абстрактный материал и им нужны аналогии, на помощь ребенку приходит его фантазия и воображения. В это время очень важны многочисленные упражнения, игры позволяющие лучше развивать и использовать воображение ребенка для учебы и развития его личности.

 Для становления полноценного человека очень важен подростковый возраст, который является переходом от детского восприятия окружающей действительности к взрослому. Старший школьник более критично смотрит на мир вокруг себя. Старается адаптироваться во взрослой жизни. Его фантазии принимают более радикальные формы, он критически оценивает свое окружение. Он уже не верит в сказочные чудеса. Подросток мечтает. Его воображение принимает форму мечты как позитивной жизненной перспективы.

 

Перепечатка материалов в печатных изданиях или на страницах интернет-сайтов разрешается только с письменного разрешения администрации сайта и ссылка на сайт обязательна.

Вернуться к списку статей