Cтатус: «Обычный»
Детское питание
Игрушки
Детская комната
Для Мамы
 и Дома
Заказать обратный звонок

Дислексия: причины, виды нарушений, диагностика и коррекция

Дислексия – распространенная проблема, связанная с трудностью освоения навыков чтения. Существует множество факторов, провоцирующих ее развитие. Они оказывают влияние на становление и распад психических функций. В группу риска входят дети младшего школьного возраста. Реже патология диагностируется у дошкольников и взрослых. Своевременная коррекция позволяет преодолеть нарушения.

Причины нарушений и симптомы дислексии

Существуют врожденные факторы, провоцирующие дислексию, – это неправильное равновесие между полушариями головного мозга, более активное развитие его правой части. В период беременности плод подвержен высоким рискам, если будущая мать злоупотребляет наркотическими веществами, употребляет алкоголь и курит. Повлиять на психические функции ребенка могут инфекционные заболевания женщины: герпес, корь и краснуха. Сложные роды, приведшие к асфиксии новорожденного, преждевременная отслойка плаценты нередко способствуют развитию дислексии.

К опасным приобретенным факторам относятся:

  • травмы головного мозга;
  • менингитная инфекция;
  • тяжелые эмоциональные условия воспитания;
  • отсутствие общения с ровесниками;
  • чрезмерные умственные нагрузки.

Дислексия проявляется несколькими симптомами. Наиболее распространены нарушения памяти, неумение правильно держать ручку, трудности с ориентированием в пространстве. Ребенок может изменять порядок расположения букв и слогов в процессе чтения и письма. Изучение алфавита и таблицы умножения превращаются для него в невыполнимую задачу. Возможно наличие проблем с концентрацией внимания.

Разновидности и коррекция дислексии

На сайте https://detskiy-medcentr-spb.ru/doctor/detskij-logoped/korrekciya-disleksii коррекция дислексии описывается детально. Ее приемы и методы подбираются после диагностики и определения типа нарушений. Последние классифицируются на фонематические, семантические, аграмматические, оптические и мнестические. Установить вид патологии может опытный логопед, направление к которому получить можно у педиатра.

Младшие школьники чаще подвержены фонематической дислексии. Основной признак нарушения функций психики – смешивание схожих звуков. Ребенок может путать «ж» и «ш» или «б» и «п». У более старших детей можно обнаружить семантическую дислексию. Ее симптом – неумение воспринимать прочитанный текст. Если наблюдаются трудности с согласованием частей речи (глаголов, прилагательных, существительных и т. д.), диагностируется аграмматическая дисграфия. При таком нарушении ребенок проговаривает неправильные окончания слов.

Оптическая дислексия проявляется ошибочным чтением или написанием похожих букв. Неспособность запоминания связи между буквами и звуками свидетельствует о мнестическом сбое.

Способ коррекции нарушений психических функций подбирается после сбора анамнеза и проведения тестов. Лечение может включать в себя формирование грамматических схем, приемы тренировки речевой, зрительной, слуховой памяти, изучение грамматических норм, исправление произношения. Для школьников, имеющих подобные проблемы, разработано множество специальных программ. Они предполагают использование наглядных вспомогательных материалов.

Комплексный подход позволяет восстановить функции при нарушениях любой степени тяжести. Повысить эффективность коррекции помогают домашние занятия. Здесь важно четко соблюдать рекомендации логопеда. Иногда требуется также посещение психолога, прием препаратов, стабилизирующих и поддерживающих работу головного мозга.

Вернуться к списку статей