Вопрос выбора самой первой книги для малыша волнует большинство молодых мам. Некоторым хочется сразу же купить огромную иллюстрированную энциклопедию детских сказок, которая будет долго служить и радовать, самую лучшую и красочную, возможно которой не было в ее детстве. Но, по большому счету, такая книга пригодится разве что в качестве хрестоматии для дошкольника, поскольку маленькому ребенку тяжело воспринимать сказки из-за их длины и хитросплетений сюжета.
Гораздо большую практическую пользу принесут сборники колыбельных, стихотворных потешек и пестушек. Например, «Ладушки», «Котенька-коток», «Ваш малыш. Игры и упражнения в песенках, потешках и стихах».
Они включают в себя золотой фонд детского фольклора, на котором выросло уже не одно поколение. Озорные потешки и прибаутки сопроводят и разнообразят режимные моменты: купание, одевание, кормление, некоторые помогут утешить кроху, а колыбельные – успокоить перед сном и убаюкать.
Есть пестушки, которые в сочетании с нехитрыми движениями мамы, познакомят малютку с его телом, например «Потягушечки», «Водичка-водичка». Другие направлены на развитие мелкой моторики, это всем известные «Сорока-белобока», «Коза рогатая».
Практически всем малышам очень нравятся эти незатейливые игры.
Сборники потешек, колыбельных лучше приобретать мамам, будучи еще «в положении», читать стихи вслух, постепенно запоминая, чтобы к моменту рождения крохи быть «во всеоружии» и рассказывать их ему наизусть.
Поначалу может показаться, что малыш ничего не понимает, ему неинтересно, поскольку его реакция не заметна. Конечно, смысл слов новорожденный уловить не в состоянии, но он хорошо воспринимает на слух ритм, мамину интонацию и тембр голоса, впитывает информацию как губка.
Постепенно он будет выделять из общего набора слов свое имя, соотносить слова с предметами и, по мере формирования словарного запаса, стихи станут обретать смысл. А игровая форма, занимательность пестушек-потешек будет вызывать у ребеночка потребность запомнить и повторить сказанное и станет хорошим стимулом для развития его речи.
Для самого юного читателя возрастом 3-6 месяцев будут особенно актуальны небольшие раскладные книжечки из клеенчатого материала и тонкого синтепона. Хороши они по ряду причин:
При выборе такой книжечки нужно обязательно обратить особое внимание на качество материалов: экземпляры с резким, неприятным запахом или подтекшими красками лучше оставить в магазине.
Когда активное слюнотечение у крохи закончится , ему можно предложить книжки потверже с толстыми закругленными страничками из пены или ламинированного картона. Их сложно порвать и оцарапаться ими трудно, зато легко переворачивать, что безусловно полезно для развития мелкой моторики.
Книжки могут быть дополнены вставками из разных материалов, шнурочками, кармашками, звуковыми эффектами в виде шуршалок, пищалок и погремушек.
Хорошо, если изображения будут крупными, простыми и понятными, по одному на страничку - такие малыш с удовольствием будет рассматривать, концентрируя внимание на конкретном предмете.
Немаловажно, чтобы картинки были еще и реалистичными, т.е чтобы зайчик был похож на зайчика, трава была зеленой и т.д., ведь именно из первых картинок у ребенка формируется представление о мире.
Наличие же текста в книге необязательно, на этом этапе главное привлечь внимание ребенка интересной фактурой и яркими красками.
Знакомить ребенка полезно не только с содержанием книги, но и с ее формой. Неплохо приобрести книжки-игрушки, которые малыш мог бы держать и «читать», переворачивая странички, самостоятельно. Малышу книжки-игрушки помогут в сенсорном развитии, принесут положительные эмоции, а его маме подарят драгоценные минуты свободного времени.
Начиная с 8-10 месяцев малышу уже мало будет просто посмотреть на картинку, необходимо дополнить ее комментариями или небольшими стихотворениями. Лучше, если это будут добрые, «теплые» произведения народного фольклора и проверенных детских авторов: А.Барто, С.Маршака, К.Чуковского, Е.Благининой.
Если маме прочитать (а лучше – рассказать) их с выражением, включить мимику и жестикуляцию – восторг юного слушателя будет обеспечен.
С помощью книги уже в раннем возрасте можно учить кроху различать цвета, формы, предметы, животных. Ведь когда малыш заинтересован, он хорошо усваивает новую информацию.
В помощь мамам методистами разработаны
комплексные пособия
для обучения
с красочными иллюстрациями и грамотно подобранным текстом. К таким
относится серия книг
«Школа семи гномов» от издательства «Мозаика-Синтез».
Могут также пригодится музыкальные книги и книги-планшетики, например, от издательства «Азбукварик». Они интересны и познавательны, сделаны в удобном формате. Заниматься ребенку самостоятельно - одно удовольствие, ему обязательно понравится нажимать на «поющие» и «разговаривающие» кнопочки.
Как сложатся отношения ребенка с книгой во многом зависит от их первого знакомства. Тщательно, с любовью подбирая разнообразные книги по содержанию и форме, увлекая малыша стихами, занятными картинками, игрой, можно привить ему любовь к чтению на долгие годы.
Первомама